Геосинтетика в строительстве дорог

2013-07-02

Говорить о качестве наших дорог лишний раз не стоит – и так слишком много сказано: и о дураках, и о дорогах. К сожалению, положение вещей это не меняет, дорожное покрытие, как было в плачевном состоянии, так в нем и остается. И дело совсем не в огромном транспортном потоке или едущих по асфальту гусеничных тракторах, проблема в другом – в технологии строительства. Если на Западе ее изменили несколько десятилетий назад, то в нашей стране все так же используются традиционные способы укладки дорожного полотна с обязательным появлением в скором времени отраженных трещин, колей, выбоин и прочих дефектов, которыми могут похвастаться отечественные автомобильные дороги. 

Возникающая при движении транспортных средств высокая нагрузка на асфальтобетонное покрытие, приводит к возникновению сдвигового напряжения, величина которого варьируется, в зависимости от толщины верхнего асфальтобетонного слоя. Также значение имеет несущая способность подстилающего основания.

Задержать, а чаще и вовсе предотвратить появление повреждений асфальтобетонного покрытия можно применяя в конструкции дорожного полотна современные геосинтетические материалы. Одним из эффективных дорожных геоматериалов является геосетка, выполняющая армирующую функцию. Геосетки для автодорог позволяют увеличить прочность, они способны воспринимать значительную часть нагрузок и равномерно перераспределять их на большую площадь. При выполнении ремонта дорожной одежды можно производить армирование как всей площади, так и по швам плит, по сопряжению нового и старого полотна, а также по другим предполагаемым источникам трещин. 

Выполняя расширение проезжей части без проведения армирующих работ, возможно появление трещин в зоне стыковки. Чтобы этого не произошло, рекомендуется использовать стекловолоконные геосетки.  Участок покрытия, имеющий разрушение (трещины, выбоины), даже после ремонта остается зоной возможного появления трещин. Риск такого возникновения можно легко снизить армированием геосеткой.

Улучшить характеристики дорожного полотна поможет геотекстиль, также относящийся к классу геосинтетиков.  В строительстве автомобильных дорог  геополотно выполняет целый ряд аспектов:

  • Разделение технологических слоев дорожной одежды. Благодаря использованию геосинтетика, материалы из разных слоев (щебень, песок, гравий, грунт) не перемешиваются, что обеспечивает высокую прочность дорожного полотна и экономию средств на уменьшении объемов стройматериалов;
  • Перераспределение напряжения в основании. Геополотно для дорог увеличивает несущую способность дорожного основания и общие сроки эксплуатации асфальтобетонного покрытия;
  • Армирование грунта. Геотекстиль актуален на участках, которые подвергаются воздействиям грунтовых вод.

Очень часто в дорожном строительстве приходится сооружать или укреплять  крутые откосы. Для их строительства нужны сооружения горизонтальных армирующих слоев, которые бы препятствовали сползанию грунта. Использование геосинтетиков позволяет возводить даже многометровые вертикальные стенки, не говоря уже об укреплении откосов. 

Для этих целей можно использовать и коробчатые габионы, которыми также успешно выполняется армирование откосов и производится строительство подпорных стен. Кроме этого можно использовать георешетку, связывающую грунт с одной стороны с грунтом другой стороны. Подобное уплотнение соединения обеспечивает прочность конструкции. Георешетка, уложенная в толще грунта по направлению возможного сдвига, способна воспринимать напряжение и распределять его по всему объему грунта, повышая устойчивость к оползням.