С целью обеспечения хорошей видимости в темное время суток еще в древности люди вдоль главных дорог, как правило, на подъездах к богатым домам или дворцам, устанавливали факелы, которые вскоре заменили лампами, равномерно распределенными по всем центральным улицам города.
История уличного освещения.
Так, начало уличному освещению во всем мире положил лондонский мэр (тогда градоначальник) Генри Бартон, приказав все прохожие части улиц оборудовать лампами. Произошло это событие в 1417году, и с тех пор это направление стало активно развиваться:
1. 1668год – в Амстердаме появилась первая полноценная система освещения улиц, а в качестве осветительных приборов использовались специальные масляные уличные фонари. Эта идея принадлежала известному художнику Яну ван дер Хейдену, ставшему впоследствии главным инспектором по городскому освещению. Благодаря ему, сначала в Амстердаме, а затем по всей Голландии ночные улицы стали светлыми и безопасными, а вскоре идею подхватили и другие города нынешней Европы. Система оказалась хорошо продуманной и эффективной и работала аж до 1840года.
2. В России, в 1706году, начало уличному освещению положил Петр I. Сначала засияли улицы Петербурга, а с 1730года – московские улицы, чему поспособствовала императрица Анна. Постоянный характер данное явление приобрело с 1723года, когда были установлены стационарные, тогда еще масляные, уличные фонари и лампы.
3. 1807год. Пока в Голландии и России освещали улицы и скверы масляные, затем керосиновые парковые светильники, Уильям Мердок изобрел приборы, работающие на газу, которые в начале 19века распространились по Европе.
4. 1865год. Первые газовые осветительные приборы появились в России.
5. 1880год – революция в уличном освещении. Теперь оно обеспечивается за счет электрических светильников, сначала в Москве, а затем по всей России. Изобретение электричества совершило переворот, и с этого момента разработки в сфере осветительных конструкций для улиц стали активно модернизироваться, приближаясь к идеалу с точки зрения функциональности и экономической эффективности, чему способствовал технический прогресс.
6. 1954 год. В Москве оснащают парковые светильники газоразрядными лампами.
7. Современность. 2013год. Появились и прочно закрепились суперэкономичные, эффективные, надежные, яркие, долговечные и простые в эксплуатации светодиоды.
Новая эра уличного освещения.
Сегодня, с целью повышения эффективности освещения, а также его удешевления, все чаще используют лампы, работающие от солнечных батарей. Это ноу-хау имеет свою историю, начавшуюся в 1954году. Постепенно возможность использования солнечной энергии выходила на новый уровень – сначала ее применяли исключительно в научных целях, затем солнечные батареи применялись на космических станциях, и только с 2014-2015года они стали использоваться в качестве вспомогательного источника энергии в быту, и основного – для освещения дорог, тротуаров и парков.
Уличные фонари и парковые светильники на солнечных батареях отличаются экономичностью и функциональностью – установленная на верхнюю часть плафона солнечная батарея в течение светового дня накапливает энергию, а аккумулятор, расположенный сверху, преобразует эту энергию в электрический ток. Когда наступают сумерки, светочувствительный элемент срабатывает, включая светодиоды. Лампы, установленные в осветительных приборах, могут быть натриевыми, энергосберегающими или «лэдовскими».
Таким образом, уличное освещение имеет весьма древнюю и интересную историю развития, которая даже с появлением солнечных батарей еще не заканчивается.