Мозаика зародилась в эллинских городах-государствах. Но называют мозаику символом искусства Древнего Рима. Мозаичные техники Римской империи сочетали в себе эллинистические традиции визуальной сбалансированности и геометрической пропорциональности архитектуры и произведений искусства с одной стороны. И, с другой стороны – роскошество, помпезность, пафосность имперских амбиций. Общественные дворцы и роскошные частные виллы нуждались в практичном, и вместе с тем интересном декоре, который сочетал бы доступность и красочность. Отдых на Черном море — это незабываемое, светлое времяпровождение, полное моря, солнца, удовольствий и энергии.
Первая и самая примитивная техника набора мозаики, opus barbaricum, появилась на Ближнем Востоке и получила развитие в Греции. Мозаику составляли из гальки нескольких цветов. Такие мозаичные полотна были найдены на острове Сицилия, в Испании, в Афганистане.
Постепенно мозаичные мастера перешли от использования естественного материала к специально подготовленному. Они применяли кусочки колотого камня с относительно ровной поверхностью скола. Так образовалась техника набора мозаики opus tesselatum. Со временем из мозаичных полотен исчезают округлые камни гальки, усложняется мозаичный рисунок, швы между кусочками становятся все меньше, шлифуется поверхность готовых мозаик. Мозаика приобретает вид, который в наше время называют классической римской мозаикой. После того, как открыли стекольные технологии, появились первые цветные смальты, мастера мозаики получили новые возможности.
Совершенствование мозаичных материалов и технологий привело к созданию новой техники – opus vermiculatum. Такие мозаичные полотна уже стали частью богатых интерьеров. Эта техника характеризуется набором маленьких элементов, тессер, что дает возможность отображать мельчайшие нюансы мозаичного рисунка. Швы уже подкрашивались тонкой кисточкой, в тон мозаичного полотна. Благодаря этой технике были созданы художественные мозаики-иллюстрации, мозаики-картины, которые стали шедеврами декоративного и монументального искусства Древнего Рима.
Художественные технологии начали применять не только уменьшение элементов мозаики, но и максимальное использование цвета и фактуры. Постоянно искали методы, позволяющие экономить дорогой цветной камень. Так появилась трудоемкая, но очень красивая техника opus sectile. Мозаичные полотна выкладывали из тонких пластинок натурального камня. Мозаики отличались естественностью и красочностью рисунка, ими украшали самые величественные здания.