Византийская мозаика представляет собой, главным образом, мозаику из смальты. Именно византийские мастера открыли технологию изготовления смальты. Это позволило использовать простое в обращении и достаточное экономичное стекло в монументальной живописи. Добавляя в сырьевую стекломассу разные материалы (ртуть, медь, золото) в нужных соотношениях, византийские мастера изготавливали несколько сотен различных цветов и оттенков смальты. При помощи несложных инструментов элементам мозаики придавали простые геометрические формы, которые делали их удобными для укладки в мозаичное полотно. Основным мозаичным элементом византийских мастеров были кубики. Мозаичные полотна из аккуратно выложенных приблизительно одинаковых по размеру мелких кубиков принесли славу византийским мозаикам.
Наиболее древние мозаики, которые можно увидеть в наше время, относятся к III – IV векам. Византийская мозаика пережила два периода расцвета. Первый – золотой век, VI – VII века. И второй – македонское возрождение, консерватизм комнинов, палеологовский ренессанс, IX – XIV века. Из наиболее известных византийских мозаик можно назвать изображения Айя-Софии и мозаики Равенны в Константинополе.
В отличие от римской мозаики, которая решение эстетических проблем сочетала с решением функциональных проблем, византийская мозаика была основным элементом художественной отделки базилик, усыпальниц, соборов. На первый план мозаик византийских мастеров вышли визуальные задачи. Мифологические образы римских художников были жанровые, часто игривые. Они хорошо смотрелись и в общественных термах, и в частных атриумах. Византийская мозаика отличалась грандиозными по замыслу и воплощению монументальными полотнами на религиозные сюжеты. Центральной темой византийских мозаичных полотен стали христианские истории. Движущей силой разработки новых составов и цветов смальты, совершенствования техники укладки мозаичного полотна стало стремление к достижению наиболее сильного впечатления от изображения.
Главная особенность храмовых византийских мозаик – применение необычайного золотого фона. Элементы мозаики укладывались методом прямого набора. При этом каждый элемент отличался своей поверхностью, положением относительно основы и других элементов. Еще одна особенность работы византийских мастеров – технический прием выполнения контуров предметов, тел. Такая линия придавала четкость изображениям на мерцающем фоне.